Пленение царя Иваново Новуграду и Пскову

В лето 7077-го (1569 г.). Декабря въ 27 день, оклеветаша злые люди Великии Новград и Псков и царю и великому князю Ивану Васильевичу всеа Руси, бутто ся хотят отложитися Литве; и прииде с великою яростию в Великии Новгород, с силою, и плени Новград конечне, яко же и от начала бысть над ним таково зло и[…]

Сказание о благовернемъ князи Домонте и о храбрости его.

В лето 6773. Заратишася Литва межю собою, яко же и всегда бывает князем межю брани многы и кровпролитя о соуетнемь царствии света сего; и взя Въишеглъ землю Литовскую. Тогда благоверный князь Довмонтъ съ дружиною своею и съ всем домом своим отставль отечество свое, землю Литовскую, и прибеже в Псковъ. Сии же князь Домонт || от[…]

Раздельная Спасо-Мирожского монастыря и Семена Жаворонка с сябрами на землю Подграмскую

Се порядисеся Тимофеи игумен и чернцы святаго Спаса с Семеном Жаваранком, и с Кузмою, i с Якуномъ, и с Матвеемъ, и з Домахаю, и с Селиловою, и с Колядою, и с Василемъ и со всеми сябры их, кому часть у Подгамьи, про землю Подрамскую. И положиша межу черньцы святаго Спаса и Жаворанке i с сябры[…]

Поучение Владимира Мономаха

   Я, худой, дедом своим Ярославом, благословенным, славным, нареченный в крещении Василием, русским именем Владимир, отцом возлюбленным и матерью своею из рода Мономахов… и христианских ради людей, ибо сколько их соблюл по милости своей и по отцовской молитве от всех бед! Сидя на санях, помыслил я в душе своей и воздал хвалу богу, который меня[…]

Церковь святого Стефана во Пскове

В летописи значится, что в 1404 году игумен Карп поставил в Спасо-Мирожском монастыре каменную церковь св. Стефана. Она не существует, так как нынешняя церковь носит слишком заметные следы позднейшей Московской архитектуры. Это сходство выражается, главным образом, в некоторой претензии на щегольство, в противоположность суровой простоте Псковских храмов. Церковь сложена из плиты с кирпичом. Она не[…]

Стихотворение «Гремячья башня» (М.П. Розенгейм)

Во Пскове, над старой стеной городской, Гремячья башня стоит, Под башнею этой есть склеп потайной, В том склепе девица лежит. Лежит она в гробе, девица-княжна, И свечи вкруг гроба горят, Лежит она, словно к венцу убрана В богатый невесты наряд. И много в том склепе богатой казны И с золотом бочки кругом — Девичье приданое[…]

Успение Богоматери из церкви Николы со Усохи

Праздничная икона из церкви Николы со Усохи восходит к одному из вариантов иконографии, известному в русском искусстве конца XIV — начала XV века. Его характерные особенности — поза Христа, склонившего голову к ложу Богоматери, и Его двойная слава с изображением сонма ангелов. К московским иконам раннего XV века, вероятно, восходят и конкретные иконографические черты каждого[…]

Духовная Василия на село в Лявле, завещанное Богородицкой церкви

XV в. Во имя отца i сына i святого духа. Се азъ божiи Василеи пишу рукописание при животе своем. Далъ я святеи Богородицу в Лавлю по себе i по своему сыну Iвану i по своеи жене Опросеньи село в Лявли в век, где Повоша седелъ. Хто почнет вступатца iли отнимать, сужуся с ним пред богомъ.[…]