spas_eleazarovskyПо преданию, икона Спасителя явилась в Пскове в 1352 году и прославилась как чудотворная. Ряд исследователей отожествляет публикуемый памятник с явленным образом, что служит одним из оснований датировки иконы серединой XIV века. Кроме того, на раннее время его создания указывают архаичные пропорции полуфигуры Христа с крупной головой и узкими плечами, а также красный фон средника, характерный для многих произведений XIII – первой половины XIV столетия.

Однако другие иконографические и стилистические особенности памятника указывают, скорее, на связь с традициями искусства второй половины XIV века. Так, в некоторых произведениях этого времени находит аналогии редкая деталь псковской иконы, известная также в византийском искусстве XII – XIII вв. – жест благославляющей десницы Спасителя, повернутой ладонью от зрителя. Создание памятника во второй половине XIV века позволяет предположить и ряд стилистических черт. К их числу относятся прежде всего характерные особенности облика Христа с удлиненной формой носа, миндалевидными глазами и небольшими изящными кистями рук, а также достаточно тёмный, напряженный колорит иконы.

Согласно устной легенде, известной еще в XIX веке, древняя чтимая икона была перенесена из псковского Великопустынского Спасо-Преображенского монастыря в Елеазаровский не ранее второй четверти XV столетия. Там её поставили в соборе Трёх Святителей. Последующее название образа «Спас Елеазаровский» отражает именно эту часть бытования иконы.

О возведении псковичами храмов во имя Всемилостего Спаса известно из летописей, начиная с XV столетия. Так, в 1420 году, по случаю мора на месте, где раньше стоял идол Велес, а затем Власьевская церковь (на Торгу), в Пскове построили церковь, посвященную Всемилостевому Спасу.

Васильева О.А. Иконы Пскова. М, 2003

Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *