народ сетоСето – коренной финно-угорский народ, проживающий на территории Печорского района Псковской области и в юго-восточной Эстонии. С древних времён территорию, населённую сето называли Сетомаа, расположившуюся между русской и эстонской культурой. В XVI веке сето приняли православие, но при этом сохранили древние особенности быта и языка. При этом говорят сето на выруском диалекте эстонского языка, хотя сами представители этого народа говорят на отдельном языке. В начале ХХ века сето был достаточно многочисленным народом в России, однако после революции 1917 года часть сето ассимилировалась с эстонцами. После распада Советского Союза молодежь этого народа по большей части оказалась в Эстонии, люди старшего возраста в России. Сейчас в Эстонии проживает около 10 тысяч сето, а в России около 200 человек.

Культура этого народа очень интересна: православие смешалось с прежним язычеством, получился взаимодополняющий сплав двух культур. Календарные обряды сето связаны с переходом природы из одного состояния в другое. Обряды, связанные с культом плодородия, были почти идентичны обрядам русских крестьян Северо-Запада, а также вепсов, карел, води, ижор. Сето дольше других народов сохраняли эти обряды.

Женщины сето сохранили свой традиционный костюм. Серебряные украшения выступали и в роли этнического символа и в качестве оберега. Оберегом считался звон подвесок. Женская одежда по горловине и по краю обшивалась красной тесьмой, предохраняя от злых сил. Обязательно носили пояс, верили в его защитные свойства, это была такая же необходимая деталь крещёного человека, как и нательный крест. Голову покрывал головной убор полотенчатого типа – linik. Полотенце – это странный символ веры человека в священное назначение плата, платка, плащаницы.сето

У сето существовал культ деревьев и растительности. Они верили в магическую силу растений. Дома строили из сосны, ели или дуба. Осину не использовали, так как считали, что она передает негативную энергию, старались её истребить. Лес рубили зимой. Под углы сруба клали серебряные деньги – для богатства.

Сето почитали можжевельник. На ягодах есть крестик, поэтому считалось, он оберегал от нечистой силы и в то же время являлся вместилищем душ.

Рябина считалась магическим деревом: отпугивала и изгоняла злой дух. Из рябины делали окна и двери и высаживали на участке.

Календарные обряды были связаны с земледелием и скотоводством. Главной целью ритуалов было увеличение урожая и плодовитости скота.

Сето верили в загробную жизнь, поэтому призывали предков помочь плодородию земли. Первые колосья несли к иконе. Ходили с местной иконой и освящали дома, скот, поля, семена. В день Святого Николая несли к нему дары в Печорский монастырь и в свои приходы. Сето угощали святого, мазали лицо творогом и маслом.

Отмечали так же день Святой Анны – покровительницы овец и святого Георгия – покровителя лошадей.

Для сохранения скота в первый день выпаса выгоняли скот освященными веточками вербы. Затем эти веточки хранили в хлеву, обводили круг вокруг своей коровы, обходили с решетом, в котором лежала икона, яйцо и ветка вербы.

Было у сето множество других интересных обрядов. К сожалению, после массового отъезда сето в Эстонию большинство этих обрядов и праздников в России не соблюдается.

 

Материал был подготовлен с использованием книги: Огарёвой Т.Н. “Этнографические заметки из жизни крестьян сето – СПб, 2013

Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *