ПреполовениеПраздник Преполовения, отмечаемый по истечении половины времени (двадцати пяти дней) от Пасхи до Пятидесятницы, был установлен в воспоминание о проповеди Христав Иерусалимском храме в преполовение праздника Кущей. Значительное влияние на развитие праздничной иконографии оказало событие из детства Иисуса Христа, когда Он, будучи двенадцатилетним отроком, оказался в Иерусалимском храме и беседовал там с учителями и книжниками. В русском искусстве XV – XVI веков проповедь двенадцатилетнего Христа во храме окончательно отождествляется с сюжетом Преполовения и вытесняет вариант с Христом-средовеком, напрямую соответствовавший событию, описанному в Евангелии от Иоанна.

С конца XV века икона Препополвения встречается в составе праздничного чина иконостаса.

Псковская икона в общих чертах следует традиционной схеме иконографии праздника. Её отличительной особенностью является трехчетвертной поворот фигуры Христа, что подчеркивает мотив обращения к окружающим Его фарисеям и книжникам. Новые черты проявляются и в трактовке архитектурного фона: храм увенчивается тремя башнями с шатрами и шпилями и, таким образом, полностью утрачивает сходство с ротондой Гроба Господня, присутствующие на некоторых более ранних изображениях. Аналагочиная башня со шпилем располагается также на городской стене, слева. В подобных “готических” архитектурных формах, известных по миниатюрам “Лицевого летописного свода” и некоторым иконам середины – второй половины XVI века, угадывается несомненное влияние западных гравюр.

Васильева А.О. Иконы Пскова. М, 2003

Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *