Иконописец Андрей Рублев

Сведений о жизни великого русского иконописца Андрея Рублева сохранилось немного. Исследователи называют две вероятные даты рождения. По одной версии иконописец родился в ок. 1360 г., а по другой ок. 1370 г. Лазарев В.Н. придерживался более поздней даты рождения объясняя это тем, что общий характер рублевского искусства складывается в 90-е гг. XIV в., а не в 80-е гг. Другим  аргументом исследователя является то, что «в Троицкой летописи его имя упоминается под 1405 и 1408 годами на последнем месте (после имен сотрудничавших с ним Феофана Грека и старца Прохора с Городца, а также после имени Даниила).[1]

Несколько слов нужно сказать об исторической среде творчества иконописца. Конец XIV – первая треть XV века были наполнены драматическими событиями русской истории. В это время была одержана победа на Куликовом поле, но Русь не смогла освободиться от ордынского ига. Набеги ордынцев продолжались, в 1382 году хан Тохтамыш сжёг Москву. Одним из заказчиков Андрея Рублева был великий князь Василий Дмитриевич, при котором Москва продолжила свое возвышения. Вторым крупным заказчиком был брат великого князя, выдающийся полководец Юрий Дмитриевич Звенигородский.

В духовной жизни Руси – это были времена Сергия Радонежского. Вероятно, Андрей Рублев был пострижен в Троицком монастыре. Затем иконописец жил в Андрониковом монастыре, основанном учеником Сергия Радонежского – преподобным Андроником. Это было время духовного и национального подъема Руси. Количество монастырей в это время стремительно возрастает. Желающих уйти в монастырь в то время было весьма много. Лазарев В.Н. объясняет этот процесс следующими причинами: «нестроениями социальной жизни, и воздействием аскетических идеалов, господствовавших в древнерусской литературе, и широким процессом крестьянской колонизации, и активной политикой быстро возвышающейся Москвы».[2] В.О. Ключевский характеризует эпоху следующими словами: «До половины XIV века масса русского населения, сбитая врагами в междуречье Оки и Верхней Волги, робко жалась здесь по немногим расчищенным среди леса и болот полосам удобной земли. Татары и Литва запирали выход из этого треугольника на запад, юг и юго-восток».[3] Поэтому для русской колонизации был открыт только один путь – на север и северо-восток за Волгу, куда и направились в большом количестве крестьяне и монахи-пустынники. Результатом этого стало устройство многочисленных монастырей в костромских, ярославских и вологодских землях. [4]  Таково было историческое окружение Андрея Рублева.

Его активная творческая деятельность начинается с 90-х гг. XIV века. Одной из первых известных работ Андрея Рублева считается Евангелие Хитрово. Для этой книги известный иконописец написал миниатюры. Евангелие Хитрово считается лучшей рукописью раннемосковского периода. Эта книга была подарена царём Федором Алексеевичем Богдану Матвеевичу Хитрово, который передал Евангелие в Троицкий монастырь. Книга отличается высоким качеством художественного и технического исполнения. Часть Евангелия Хитрово написано рукой писца Киевской Псалтири протодьякона Спиридония, поэтому можно датировать книгу концом XIV – началом XV века.

Евангелие Хитрово

Важным этапом в творчестве Андрея Рублёва и его учителя Даниила Черного является работа в Звенигороде. Здесь два иконописца трудились по заказу звенигородского князя Юрия Дмитриевича. Были проведены крупные работы в двух храмах города. В Успенском соборе на Городке и в соборе Рождества Богородицы Саввино-Сторожевского монастыря были созданы иконостасы и расписаны стены. Письменных свидетельств об этом не сохранилось, так как после завершения феодальной войны летописи были отредактированы.[5] До нашего времени сохранились иконы «Спаса», «Архангела Михаила» и «Апостола Павла», которые располагались в деисусном чине Успенского собора на Городке.

Спас Звенигородский

Первое упоминание в летописи об Андрее Рублёве относится к 1405 году в связи с росписью Благовещенского собора в Москве. Он упоминается вместе с другими живописцами – Феофаном Греком, Даниилом Чёрным и старцем Прохором с Городца.[6]

В 1408 году Андрей Рублёв вместе с Даниилом Черным расписывает Успенский собор во Владимире.

В середине 1420-х гг. Даниил и Андрей Рублев были приглашены игуменом Троице-Сергиева монастыря Никоном для росписи каменного собора Святой Троицы, который был построен в 1423 – 1425 гг. Знаменитая икона «Троица» была написана в это же время, либо для деревянного Троицкого собора 1411 года. В «Житии Никона» сообщается, что игумен торопил живописцев, предвидя свою скорую кончину. Роспись стен была завершена в 1427 году. Никон скончался 17 ноября 1427 года. Вскоре после завершения работ умер Даниил.

Андрей Рублев после смерти друга вернулся в Андроников монастырь. Иконописец принял участие в росписи церкви Спаса в монастыре. Умер Андрей Рублев 29 января 1430 года.

Троица

[1] Лазарев В.Н. Андрей Рублев и его школа. С.67

[2] Лазарев В.Н. Андрей Рублев и его школа. С. 9

[3] Ключевский В. Значение Преподобного Сергия для русского народа и государства. С.211 – 212. – «Очерки и речи. Второй сборник статей В. Ключевского», М, 1913.

[4] Лазарев В.Н. Андрей Рублев и его школа. С.10

[5] Брюсова В.Г. Андрей Рублев. М, 1995 с.21

[6] Лазарев В.Н. Андрей Рублев и его школа. С. 67

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *