Иконописец Андрей Рублев

Сведений о жизни великого русского иконописца Андрея Рублева сохранилось немного. Исследователи называют две вероятные даты рождения. По одной версии иконописец родился в ок. 1360 г., а по другой ок. 1370 г. Лазарев В.Н. придерживался более поздней даты рождения объясняя это тем, что общий характер рублевского искусства складывается в 90-е гг. XIV в., а не в[…]

Как работали древнерусские художники

Летописи сохранили большое количество сведений о росписях церквей, заказчиках и мастерах. Благодаря этому можно восстановить процесс работы древнерусского живописца. Строителями храмов на Руси были в основном князья или представители высшего духовенства. В Пскове и Новгороде, вольных русских городах, заказчиками храмов могли выступать не только князья и архиепископы, но и посадники, богатые бояре, купеческие объединения, «уличане»[…]

Песня “Как у князя было у Владимира…”

Как у князя было у Владимира Пированьице было почесное, Честно, хвально, больно радочно; Крестили они тут млада вьюноша, Того ли Алексея Алексеича, Как кум-ат был князь Михаийла Скопин, А кума была подокствовая – Акулина княгиня, дочь Малюткина, Тово ли же рода Шуйского-Воротынскова. Они пили, ели, проклажалиса, Между собой похвалялиса, Сильной хвалится своей силою, А богатой[…]

Игра “Кочкой”

Ребятишки назначат на земле порядочный круг, в центре его вырывают небольшую ямку, которую называют мале, а на самой окружности небольшие луночки (ямочки), в которой бы вместится мог конец палки. Число ямочек должно соответствовать числу играющих без одного. При этом каждый играющий должен иметь палку, необходимо так же для игры деревянное красное яичко, называемое кочкой. Устроив[…]

Правда и Кривда

Жили два купца: один – кривдой, другой – правдой; так все и звали их: одного Кривдою, а другого Правдою. “Послушай, Правда! – сказал раз Кривда. – Ведь кривдою жить на свете лучше!” – “Нет!” – “Давай спорить?” – “Давай”. – “Ну, слушай: у тебя три корабля, у меня два; если на трех встречах нам скажут,[…]

Сотворение мира

Предлагаю вашему вниманию русский народный пересказ одного из сюжетов Ветхого Завета “Сотворение мира”. Стал Господи мир творить, где народу жить. Распустил он море-окиян; надо землю сеять. Прибежал лукавый чорт да и говорит Господу: «Ты, Господи, все творишь: весь мир сотворил, окиян-море напустил; дай мне хоть землю насеять!» – «Сей!» – сказал Господи. Сеял, сеял лукавый[…]

Пленение царя Иваново Новуграду и Пскову

В лето 7077-го (1569 г.). Декабря въ 27 день, оклеветаша злые люди Великии Новград и Псков и царю и великому князю Ивану Васильевичу всеа Руси, бутто ся хотят отложитися Литве; и прииде с великою яростию в Великии Новгород, с силою, и плени Новград конечне, яко же и от начала бысть над ним таково зло и[…]

Сказание о благовернемъ князи Домонте и о храбрости его.

В лето 6773. Заратишася Литва межю собою, яко же и всегда бывает князем межю брани многы и кровпролитя о соуетнемь царствии света сего; и взя Въишеглъ землю Литовскую. Тогда благоверный князь Довмонтъ съ дружиною своею и съ всем домом своим отставль отечество свое, землю Литовскую, и прибеже в Псковъ. Сии же князь Домонт || от[…]

Раздельная Спасо-Мирожского монастыря и Семена Жаворонка с сябрами на землю Подграмскую

Се порядисеся Тимофеи игумен и чернцы святаго Спаса с Семеном Жаваранком, и с Кузмою, i с Якуномъ, и с Матвеемъ, и з Домахаю, и с Селиловою, и с Колядою, и с Василемъ и со всеми сябры их, кому часть у Подгамьи, про землю Подрамскую. И положиша межу черньцы святаго Спаса и Жаворанке i с сябры[…]

Поучение Владимира Мономаха

   Я, худой, дедом своим Ярославом, благословенным, славным, нареченный в крещении Василием, русским именем Владимир, отцом возлюбленным и матерью своею из рода Мономахов… и христианских ради людей, ибо сколько их соблюл по милости своей и по отцовской молитве от всех бед! Сидя на санях, помыслил я в душе своей и воздал хвалу богу, который меня[…]